«Аритмия». Живое дыхание настоящего


фото Илья Золкин

«Аритмия» — новый фильм Бориса Хлебникова, получившего на фестивале в Каннах главный приз. Его восторженно встретили критики и зрители, и мне это показалось странным. С каких пор у нашего зрителя появился вкус к хорошему кино? Как такое возможно?

На сегодняшний день «Аритмия» получила максимально внимания, хотя должна была по всем канонам жанра остаться «серой мышкой» для своих. Но «Аритмия» вышла на большие экраны, и вот почему на нее нужно сходить в кино обязательно парой.


Есть такое негласное правило — писать о некоммерческом фестивальном российском кино, используя максимальное количество эпитетов, образов, гипербол, из-за чего простому пацану с района или девочке, уткнувшейся в свой айфон, крайне сложно воспринимать подобные рецензии.

Начну с небольшой прелюдии, как и принято у настоящих джентльменов, хотя я и не настоящий.
Итак, за что вы ненавидите российское кино? За «чернуху», за либеральный настрой, за крупные пятиминутные планы, где герои просто смотрят друг на друга и так далее.

Шансы возненавидеть «Аритмию» очень велики, ведь здесь все это есть в больших количествах. Здесь есть Система, против которой борются врачи скорой помощи, здесь есть абсолютно типичная история взаимоотношений, которую в России почему-то называют любовью. Но отзывы на «Аритмию» в большинстве своем крайне положительные. Почему так?

Все очень просто. «Аритмия» — это внутренняя изнанка работы врачей скорой помощи, которых, согласно давным-давно заданным стереотипам и шаблонам, принято ругать и ненавидеть. Этот фильм заставит посмотреть на врачей с обратной стороны, войти в их положение, даже полюбить их. Крайне реальная картинка того, как происходят вызовы скорой помощи. Причем здесь есть место даже шутке юмора.

Александр Яценко. Актерище с большой буквы. Играет изумительно.

«Аритмия» — это как шампунь, два в одном. Первый фильм про медиков, второй фильм про кривые, но очень русские отношения двух медиков на грани развода. Кривые — потому что это классические русские отношения, которые нельзя показывать в романтических комедиях, иначе вы застрелитесь после такой комедии. То есть мужик пьет и игнорит — баба терпит. Казалось бы, пошлость, опять «чернуха», на этот раз на бытовом уровне. Но нет. Даже девочки в зале ровно раз в 10 минут шепотом произносили:

— Так это ж мой бывший…

То есть попадание характерами и образами героев у Хлебникова максимальное. Почему этот фильм всем нравится? Да потому что буквально в каждой сцене, посвященной семейным разборкам, мужик узнает себя, а девушка себя. Даже если ты не бухаешь и не можешь ускориться как Сергей Шнуров, тебе понятны эти сцены настолько, словно они снимались в твоей квартире, поскольку они с невероятной точностью копируют твой быт, твои диалоги, твои причины для ссор, твои способы примирения и так далее.

Зритель смотрит и узнает себя. От этого становится грустно и весело одновременно. Но главное — понятно, поэтому «Аритмия» настолько уютная, однако очень и очень интимная. Этот фильм стоит обязательно смотреть парам, находящимся в состоянии нестабильности, да и вообще парам, потому что в момент просмотра «Аритмии» хочется покрепче обнять любимого человека и сказать до жути банальные, но очень верные слова: «Я тебя никуда не отпущу».

И в этом заключается главная особенность «Аритмии». Она вроде бы грустная и вызывает эффект разорвавшейся бомбы, когда в твоем теле остаются осколочные ранения, но при этом дарит необыкновенный позитив, надежду на завтра, как говорил молодой непризнанный поэт Децл. То есть это не черный-черный Звягинцев, который погружает в колодец с безысходностью тебя с головой, не дав возможности оттуда выбраться никогда. Наоборот, Хлебников погружает, но дает тебе вылезти, и после того, как вылезаешь, ты меняешься, меняешь отношение к близкому человеку, меняешь отношение к работникам скорой. То есть кино реально приносит пользу, и это нонсенс для такого жанра.

Режиссер Борис Хлебников.

Да, я помню, как скорпулезно Женя Баженов (BadComedian) разбирал «Левиафана» Звягинцева, где суть критики сводилась к тому, что бухающий и борющейся весь фильм против Системы мужик ни черта не меняется к концу фильма. Он как бухал, так и бухает, в чем смысл?

В «Аритмии» главный герой тоже весь фильм бухает, он бухает и в конце, но разница в том, что конфликт с женой у него не из-за этого. За всю картину она не сказала ему «Олег, ты задолбал бухать», конфликт строится из-за огромной пропасти, по краям которой расположены герои, у которых физически не получается услышать друг друга. Я бы мог предъявить Хлебникову за водку, но это бессмысленно, потому что водка здесь лишь усиливает драматизм ситуации, показывая слабость и нерешительность героя.

Ирина Горбачева. Актриса, которая максимально точно передала образ русской семейной женщины

В конце-концов, «Аритмия» — это не летняя романтическая комедия, которая обязательно закончится хеппи-эндом, здесь открытый финал, который намекает, что, скорее всего, возможно, вероятно, может быть, все будет хорошо, если оба героя очень сильно этого захотят, и такой финал для подобного фильма очень сильный и правильный.

Брутальный врач скорой помощи Николай Шрайбер

Знаете, сколько на премьерном показе было девочек? Именно девочек, девушек, лет по 16-25? Море! И это при том, что фильм-то 18+, где за натуральность сцены секса на кухне нужно вообще отдельно Оскар давать.

Я могу сказать, что «Аритмия» — это художественная документалка про нашу жизнь на максималках. Настолько жизненно и в точку, что периодически забываешь, что смотришь кино. И это не «как в жизни» у Жоры Крыжовника в «Горько», когда все бухают и ведут себя как мудаки, а как в жизни, к которой, несмотря на горькую правдивость, проникаешься и влюбляешься в нее с первого кадра.

Главный антогонист фильма. Злой главврач больницы Александр Самойленко

Я ходил на премьерный показ «Аритмии» в питерскую «Аврору». Туда советую сходить и вам. Не потому что кинотеатр имеет почетные регалии самого старого в городе, а потому что это единственное место, где фестивальный фильм собирает полный зал, где люди смеются над, как вы любите говорить, «чернухой», потому что видят на экране себя, где в конце показа все зрители со слезами на глазах аплодируют. Друзья, я с трудом припоминаю, когда я был в кино, и в конце люди аплодировали.

Мы честно пытались сделать это с женой на «Салюте-7», но нас никто не поддержал. Поэтому Аврора — это, прежде всего, настроение и атмосфера.

Ах да, даже если вам не интересны любовные линии и взаимоотношения, «Аритмию» следует поддержать рублем уже потому, что еще никто так честно не пытался показать работу российских врачей скорой помощи. Для медработников это, однозначно, хит. Да и для всех остальных, кому интересна изнанка работы врачей.

P.S. Кстати, у меня есть много фото с премьеры «Аритмия»  в Москве. Сделать отдельный пост?
И еще: кто уже сходил на «Салют-7», пишите отзывы, кидайте ссылки на рецензии, жду, мне правда интересно, понравилось вам или нет.

dimagrib

2+

Начать обсуждение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *