Екатерина II, Иосиф II, «греческий проект» и три собора

О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ИКОНЫ РАБОТЫ В.Л. БОРОВИКОВСКОГО В МОГИЛЕВСКОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ


Могилевский областной краеведческий музей имени Е.Р. Романова занимает трехэтажное здание в самом центре города на площади Славы. Здесь в Великую войну находилось одно из главных подразделений Ставки Главковерха Вооруженными силами России. 8 марта 1917 г. в помещении дежурного генерала на 2-м этаже состоялось прощание Николая II с чинами штаба и управлений после так называемого «отречения». Сегодня там размещена экспозиция «Природа края» и находятся чучела птиц.

Собирая материалы для очерка о Ставке, я весьма дотошно осмотрел уголки этого музея. В одном из залов «Истории края с IX в. до 1917 г.» вдруг останавливаешься при виде огромных икон кисти самого В.Л. Боровиковского (1757-1825).

Две из них на фото в заголовке поста:
«Архистратиг Михаил» (медь, масло, 210 х 90 см.), «Архангел Гавриил» (медь, масло, 210 х 90 см.). Сразу отмечу, что снимать здесь очень сложно из-за бликов.
Рядом с ними дивный образ Божией Матери с младенцем (медь, масло, 124 × 70 см.), перед которым просто замираешь в немом благоговении.

Задаю вопрос смотрительницам:
— Как к вам попали работы петербургского академика живописи, и почему они хранятся в краеведческом музее? Эти иконы сделали бы честь и Русскому музею, и Третьяковке.
В ответ мне корректно дали понять, что музей не торопится передавать кому-либо уникальные иконы, а ГТГ не раз пыталась заполучить их для различных выставок. Перестраховка? Возможно, но у многих на слуху история с умыканием из Русского музея образа Торопецкой Богородицы (XIV в.) под предлогом передачи в собор города Торопца. Туда икона не доехала и оказалась в неком «элитном» коттеджном поселке под Москвой. Об этом в свое время подробно писал «Коммерсант».

— Эти три иконы да еще бронзовая купель — все, что чудом уцелело от Свято-Иосифского кафедрального собора Могилева, заложенного Екатериной II и австрийским императором Иосифом II в 1780 г. После революции в соборе находился музей религии и атеизма, точь в точь, как в вашем Казанском. В 1938 г. Иосифовский собор был взорван. Сами понимаете, кем.
Купель, единственный предмет, уцелевший от интерьера храма, находится рядом в том же зале.

Тут же старинная гравюра с видом ансамбля Соборной площади в Могилеве.

Иосифовский собор возводился как символ «греческого проекта» Екатерины II и военного союза России и Австрии против Османской империи. Полагаю, будет небезынтересно воскресить историю этого памятника екатерининского «златого века». И одну забытую страницу российско-австрийских отношений.

«И МИР АФЕТУ ВОДВОРИТЬ…»

Медаль в память рождения Вел. князя Константина Павловича, 1779 г.

В истории России сложно найти период столь блистательных успехов во внешней политике, как последняя треть XVIII в. Победа в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. и заключение Кючук-Кайнарджийского мира кардинально изменили расклад сил в Причерноморье. Первый раздел Речи Посполитой (1772 г.) положил начало переделу Восточной Европы (еще за 8 лет до этого Екатерина II сделала польским королем своего любовника Станислава Понятовского). Аннексию польских территорий осуществили Фридрих II Прусский, Екатерина II и Иосиф II (соправитель Марии Терезии, император Австрии с 1780 г., именно он был инициатором вторжения в пределы Речи Посполитой). Об этой триаде эпохи просвещенного абсолютизма есть прекрасный рассказ у достопочтенного  Богемика, к коему адресую всех, заинтересовавшихся темой.
Город Могилев, основанный в 1267 г., после 1-го раздела Речи Посполитой вошел в состав Российской Империи и стал центром одноименной губернии.

Еще во время русско-турецкой войны греческая диаспора обращалась к императрице с призывом к освобождению родины. Итоги войны способствовали рождению геополитических планов Екатерины II по освобождению от власти Османской империи всех христианских народов и восстановлению Византии («греческий проект»).
27 апреля 1779 г. родился Вел. князь Константин Павлович. В манифесте, опубликованном по этом случаю, говорилось о его великом предназначении быть первым правителем освобожденного греческого народа. Само имя цесаревича говорило о перспективе его возведения на константинопольский престол. Оно не было типичным для Романовых, но после прочно вошло в романовский именослов.

На рождение Константина была выбита медаль, на которой изображен храм Св. Софии в Константинополе и восходящая звезда над морем. Первой кормилицей Вел. князя была гречанка Елена; потом к нему приставлен был грек Дмитрий Kурута, который оставался при нем всю его жизнь.
Амбициозные замыслы русской короны нашли отражение в искусстве. Державин в оде «На взятие Измаила» так обозначил историческую задачу «славных россов»:
Отмстить крестовые походы,
Очистить иордански воды,
Священный гроб освободить,
Афинам возвратить Афину,
Град Константинов Константину
И мир Афету водворить.

Оперативно отреагировала и архитектура — важнейшее тогда из всех искусств, о чем речь далее.

ЗАЧЕМ ИОСИФ II ПРИЕЗЖАЛ В МОГИЛЕВ
Император Австрии Иосиф II (1741-1790) был для своей страны кем-то вроде Петра Великого и Александра Освободителя одновременно. Он отменил крепостное право, снял ограничения на критику властей, вплоть до императора, уравнял протестантов и православных в правах с католиками, закрыл около 700 монастырей, сохранив лишь те, которые содержали школы, больницы, дома престарелых или приюты для сирот, а взамен стал платить приходским священникам государственную зарплату и пенсию. Наконец, разрешил евреям жить среди христиан, служить в армии, носить шпаги, занимать государственные должности, владеть землей, открывать мануфактуры и т.д.
Первое путешествие Иосифа II в Россию состоялось в 1780 г. За 6 лет до этого в одном из писем к Екатерине он предлагал ей союз с Австрией, обещая поддержку в спорах с Турцией в обмен на содействие в решении Баварского вопроса (Австрия имела виды на Баварию и опасалась противодействия Пруссии). 23 мая монарх под именем графа Фалькенштейна прибыл в Могилев, 24 мая состоялось его свидание с Екатериной II.

Встреча императрицы Екатерины II и императора Иосифа II на Днепре (фрагмент). Худ. Иероним Лёщенко, 1787. Музей истории Вены

После обеда в присутствии множества гостей беседа двух монархов продолжалась наедине. Была выражена общая неприязнь к прусскому королю. Далее Екатерина, как бы в шутку осведомилась, не собирается ли Иосиф II занять папскую область и завладеть Римом? На это император, тоже шутя, отвечал, что ей гораздо легче захватить «свой Рим», то есть Константинополь, но Екатерина заверила собеседника в желании сохранить мир.
Пробные камни были брошены. Между Потемкиным и австрийским посланником в России графом Людвигом Кобенцелем начались переговоры о заключении австро-русского оборонительного союза.

30 мая монархи заложили собор в честь небесного покровителя Иосифа II — Св. Иосифа Обручника.
«Во славу Бога Единаго, всемогущаго, на память знаменитаго свидания Екатерины вторыя Императрицы и самодержицы Всероссийския и Иосифа второго Императора Римского основан храм сей Святаго Иосифа в губернском городе Могилеве в присутствии обеих их Императорских Величеств майя 30 дня в лето от создания мира 7288 от Рождества Христова 1780 … при пастырстве Преосвященного Георгия Епископа Могилевского и при управлении Белорусским наместничеством генерал-фельдмаршала и Государева наместника графа Захария Григорьевича Чернышева. Построил Николай Львов»,— гласила бронзовая овальная доска над главным входом в Иосифовский собор. Выбор дня закладки знаменателен: 30 мая день рождения императора Петра Великого.
Переговоры двух монархов позже были продолжены в Санкт-Петербурге, где Иосиф II пробыл до 8 июля 1780 г. Стороны согласились гарантировать друг другу не только существующие владения, но и те завоевания, которые каждая из них может сделать в дальнейшем.

Медаль в память визита в Россию графа Фалькенштейна.
Оригинал был выбит в присутствии Иосифа II при посещении им Санкт-Петербургского монетного двора в 1790 г.

А уже в 1787 г. австрийский монарх сопровождал Екатерину II во время ее путешествия в присоединенный к Российской Империи Крым.

Есть красивая могилевская легенда: в момент, когда Екатерина и Иосиф склонились над закладным камнем, у русской императрицы оборвалось жемчужное ожерелье — жемчужины посыпались на землю. Придворные бросились их поднимать. Но царица остановила их повелительным жестом: «Пусть жемчужины остаются в земле, но пусть храм, который вырастет на этом месте, будет таким же прекрасным, каким было ожерелье». Желание русской императрицы было материализовано стараниями молодого и мало кому тогда известного архитектора Николая Львова (1753-1803).

«ГРЕЧЕСКИЙ ПРОЕКТ» И АРХИТЕКТУРА
В 1782 г. Екатерина II распорядилась выстроить близ Царского Села во вновь созданном уездном городе София миниатюрную копию Софийского собора Константинополя. По проекту Ч. Камерона и И.Е. Старова был возведен Вознесенский собор, классицизированная реинкарнация Айя-Софии с плоским куполом и дорическими портиками (освящен в 1788 г.).

Но первым в храмостроительной программе, связанной с «греческим проектом», был собор Св. Иосифа в Могилеве.

Свято-Иосифовский собор, фото 1909 г.

Строгий, почти лишенный украшений храм, компактный по объему, был увенчан пологим куполом на барабане, прорезанным двенадцатью круглыми окнами. В сторону площади выступал обширный притвор с мощным 6-колонным дорическим портиком, что являлось прямым обращением к классике Древней Греции VI-V вв. до н.э. Четырехколонные портики боковых фасадов имели центральный пролет (интерколумний) вдвое шире боковых, так что колонны казались едва ли не сдвоенными.

В отличие от аскетичной внешней архитектуры интерьер собора был насыщен лепниной и живописью.

Из полутемного притвора взгляд входящего устремлялся к центральной части, оформленной стройными ионическими колоннами. Стены были отделаны светло-желтым и зеленым искусственным мрамором, имели ниши со статуями, рельефные медальоны. В центре на возвышении стояла ротонда из колонн коринфского стиля. В ней находился алтарь.
Роспись храма и иконы на медных досках были выполнены другом архитектора, мастером портрета В.Л. Боровиковским. Иконостас был однорядный: на Царских вратах размещалась икона Благовещания Пресвятой Богородицы, далее по одну сторону располагались Божия Матерь, Великомученица Екатерина и Архангел Гавриил, по другую — Спаситель, Иосиф Обручник и Архангел Михаил.

Гармоничной полусферой взмывал ввысь купол, в котором была использована конструкция с двумя сводами. Сквозь проемы внутреннего можно было видеть лишь роспись на своде наружном, а непосредственные источники света — окна — оказывались скрытыми от глаз, что позволяло создать в интерьере «мистическое» освещение.
При приближении к храму зритель сначала различал монументальные античные дорические портики, сквозь которые прорастали формы, напоминающие уже о византийской эпохе в Греции. Войдя вовнутрь, он оказывался в затемненной раннехристианской базилике времен Константина Великого, миновав которую, попадал в обширное центральное пространство, озаряемое из купола небесным светом, с ярко освещенным алтарем. И взор прихожанина замирал в восхищении при виде икон в духе барокко, с их неподражаемой гаммой красок.
Этот дебютный проект Львова сразу поставил его в ряд крупных русских зодчих.

Собор действовал до 1929 г. К несчастью, в Могилев планировали перед войной перенести столицу БССР, что вылилось в своего рода архитектурный погром. Который де-факто продолжался до 1980-х гг.
На месте взорванного Иосифского собора выстроена партийная гостиница «Днепр», весьма невыразительная сталинка. Приводить здесь ее фото нет никакого желания, теперь в ней офисно-торговый центр.
«Было у нас 26 православных храмов, 6 костелов, несколько десятков синагог и лютеранская кирха,— говорят могилевчане. —А то, что осталось, можно пересчитать по пальцам».

От ансамбля Соборной площади до наших дней дошла Триумфальная арка, построенная в честь приезда в Могилев Екатерины II. В 1950-е гг. в арке заложили кирпичом пролет, установив барельефы Ленина и Сталина (последний позже был заменен на серп и молот). В 1964 г. на арке установили мемориальные доски, на которых перечислены воинские части и соединения, участвовавшие в освобождении Могилёва.

В 2011 г. появилась информация о том, что могилевские власти планируют восстановить Иосифовский собор для использования в качестве концертного зала (?!). Но где его возводить, историческое место уже занято.
Впрочем, часть пространства Соборной площади сохранилась. На ней находится пруд, за ним здание бывшего ДК швейной фабрики им. Володарского, именуемое в народе «Дунькин клуб».

Хочется верить, что когда-нибудь мы увидим воочию и такую картину.

Визуализация воссоздания Соборной площади, некогда бывшей визитной карточкой Могилева, заимствована ОТСЮДА.

ХРАМ ВО ИМЯ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА В ПЕРЕСЛЕГИНО
Мало кто знает, что в глухой тверской деревушке Переслегино имеется копия могилевского собора Св. Иосифа. Это церковь во имя Св. апостолов Петра и Павла, построенная в 1785 г. Николаем Львовым. Так она нынче выглядит (фото 2017 г., без комментариев).

Заказчиками постройки были Полторацкие, Марк Фёдорович и Агафоклея Александровна, владельцы усадьбы Уткина Дача в Петербурге, главный корпус которой также был возведен Николаем Львовым (мир тесен!).
Подробный рассказ об этом храме можно найти в очерке deadokey оттуда же заимствована и фотография.

P.S. ДЛЯ ВАСЪ И ЗАМЫСЛЫ БЛЕСТЯЩІЕ И СЕРДЦА ПЛАМЕННЫЕ СНЫ…
Как необычно жизнь порою вносит коррективы в самые грандиозные планы. Великий князь Константин Павлович: «…восемь корон, которые, как бы резвяся и играя, примеривали ему современники, просвистели мимо, обдавая румяные щеки царевича веселым ветерком. Константин Павлович не стал ни греческим, ни албанским, ни дакийским, ни шведским, ни польским, ни сербо-болгарским, ни французским государем».
Не стал он и российским Императором. Трижды разделенная Речь Посполитая приняла облик красавицы-графини Иоанны Грудзинской. И разбудила в итоге она декабристов.

Основные источники:
1. Н. Коршунова. Восточный вектор геополитики Екатерин II: «Греческий проект» .
2. Т. Ржевуцкая. История Соборной площади. журнал «Могилёв Style», Июль 2009.
3. Переслегино: на руинах «греческого проекта» Екатерины Великой. Очерк в arch_heritage

v-murza

1+

Начать обсуждение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *