От лоскутного шитья к текстильному коллажу

Попробуйте угадать — в какой технике выполнена эта работа? Первое, что может прийти в голову — это какая-то графика… но что конкретно…
Вы поверите, что это сделано из кусочков ткани? — А это именно так.

Погостское озеро

Два года назад я писал о том как на наших глазах пэчворк из хобби для украшения быта в творчестве художественно одарённых мастериц уходит от декоративности и приближается к чистому искусству. В работах Александры Александровны Якуничевой этот переход состоялся.

Приуроченная к 75-летию выставка художника прошла в Центральной районной библиотеке Гатчины в рамках ежегодного фестиваля лоскутного шитья "Лукоморье", постоянным членом жюри которого она является на протяжении нескольких лет.

Александра Якуничева родилась в городе Сокол Вологодской области в 1943 году. Вскоре семья переезжает в Ленинград. В 1963 г. Александра Александровна поступает в "Муху" — Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. По окончании учёбы устраивается на работу на ткацко-красильную фабрику, о которой вспоминает так:

«После института меня распределили художником по декоративным тканям на фабрику Желябова. Без какого-то образа в голове, ткани делать бесполезно.

Вот ткань от нашего залива: песок, потом начинают немножко волны на него набегать, потом появляются барашки вот эти белые, всё глубже и глубже, всё синее и синее.

Вот эти ткани не шли никогда в производство, потому что между художником и потребителем стояла торговая организация. Такие были дамы, у которых вот такая башня на башке. Эти дамы говорили: вот эти ткани никогда не пойдут в производство.

У меня был золотой начальник, он позволял мне делать свои ткани. Я делала их для выставки тканей, и по ним я вступила в Союз художников. Потому что на Совет привезем – все от них в восторге!

От Еревана говорят: «Нам партийку дайте». А партийки нет, все партии были огромные.

Я помню, сделала такую дизайнерскую клетку в стиле Мондриана (был такой художник), по белому полю синяя, красная, специально делали мы для министрерства в Москву. А печатают-то на фабрике много, ну, ее там и напечатали.

Я где-то была, то ли в Бологое, в общем, в какой-то деревне. Смотрю, лежит вот такой рулон моей этой самой ткани, рядом сапоги, водка, леденцы… И вот эта ткань в деревне никому не нужна. Или они там в Татарию могли угнать бело-голубую ткань, когда там траурный цвет голубой.

Я работала на шкаф, на полочки там складывала».

Параллельно Якуничева занимается "свободным" творчеством. "Я отходила пять лет в Академию художеств в библиотеку. Я изучала весь курс графический, потому что меня всё время влекли графика и текстиль. И я никак не могла выбрать, куда мне рвануть – на графику или на текстиль".

С тех пор графика и текстиль в её творчестве неразрывно связаны — её работы создаются в три этапа: рисунок, графический эскиз и текстильный коллаж. В процессе творческого поиска ей удалось уйти от технической ограниченности текстильного коллажа, в котором художественная выразительность сводится к взаимодействию локальных цветовых плоскостей и линий. Якуничева придумала уникальную авторскую технику – транспарентный (прозрачный) коллаж, в котором просвечивающие ткани и сетки накладываются друг на друга.

"Потому что живопись, когда мы пишем, там могут быть лессировка (последовательное нанесение прозрачных слоев краски с условием обязательного высыхания предыдущего – «Википедия») неба, а пастозная живопись (техника работы плотными, непросвечивающими (кроющими) слоями, мазками краски, иногда создающими рельефность – «Википедия»), нашлепками, внизу, флизелин подкладываю, вроде картина плоскостная, а в то же время ощущение объемности.

Здесь такой же закон: тонкая ткань для прозрачного неба и шероховатая ткань для земли… Это создает чистоту работы, все эти нюансы важны в любой работе".

В лихие 90-е Якуничева становится свободным художником — занимается дизайном интерьеров, работает с детьми в Центре музейной педагогики Русского музея.

Этим годам посвящена её работа "Печаль".

pechal

"«Печаль» – для меня очень значимая работа, потому что это девяностые годы, а что такое девяностые, все мы прекрасно помним. Развал, хаос, беспредел, отсутствие работы… Мне хотелось этому хаосу противопоставить что-то крепкое, вечное, мощное, сильное. Такой духовной силой всегда было, есть и будет древнерусское искусство.
Ни в одном языке мира не вкладывают в слово «печаль» такого смысла, как в русском. Горе — очень острое чувство, с которым долго прожить невозможно. Но оно постепенно переходит в печаль, а с печалью жить можно, хотя она и остается постоянно внутри. Флейтист на коллаже — символ музыки, которая успокаивает, утешает. Музыка — искусство временное: время — это то, что проходит. Чаша — та, которую каждый из нас должен испить. Слезы плачущего ангела уходят в космическое пространство, к звездам. Древо жизни означает, что хоть и в скорби, но жизнь продолжается. А вот два огромных крыла, которые закрывают всех нас, нашу Россию…
"

Александра Александровна создала студию "Метаморфозы": "У меня шесть учениц, Это мои девочки. Ну, как девочки – от 47 до 70-ти, некоторые имеют косвенное отношеие к искусству…". Одна из учениц ведёт блог.

Александра Якуничева о себе и своём творчестве:
"Я такой же художник, мне нужны зрительные впечатления, и от них уже рождается образ. Здесь представлены работы, сделанные по впечатлениям от поездок по Русскому северу: деревня, в которой я снимала дачу. Либо наш любимый город, к теме которого я постоянно возвращаюсь в течение всей творческой жизни неоднократно. Это немного ретроспективная выставка, начиная с тканей 1979-го года до последних работ 2018-го года…"



Деревенская серия

derser_august
"Август"

derser_dozhd
"Дождь"

derser_kudrovo
"Кудрово"

derser_vstretcha
"Встреча"

derser_zhara
"Жара"

Мосты Петербурга

spb_most_potseluev
Поцелуев

spb_most_podyatchesky
Подьяческий

spb_most_lavr
Лаврский

spb_most_krasny
Красный

spb_most_krasnofl
Краснофлотский

spb_most_izm
Измайловский

spb_most_bank
Банковский

Триптих «Фрески»

freski_1_roz_angel
"Розовый ангел" (Ферапонтово)

freski_2_belye_angely
"Белые ангелы" (Старая Ладога)

freski_3_ioann_predtetcha
"Иоанн Предтеча" (Старая Ладога)

fluffyduck2

1+

One comment

Присоединиться к обсуждению

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *